С наступлением долгожданного отпуска многие задаются вопросом «куда бы съездить отдохнуть?» и так как доход многих россиян последнее время позволяет осуществить поездку заграницу, то ответ по выбору места отдыха находят в туристической компании.
Обращаясь в турфирму, потребитель надеется возложить на нее все хлопоты по организации предстоящего отдыха - от оформления необходимых документов до организации досуга на месте. Выбор организатора отдыха - насущная проблема всех отдыхающих по путевке, однако проблемой может стать и ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязанностей.

Итак, какие же права следует знать потребителю туристических услуг, чтобы отпуск не оказался испорченным.

Защита прав потребителей в сфере оказания туристских услуг регулируется следующими документами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации,
  • Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24.11.1996 г.,
  • Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г.,
  • Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 г. № 452 и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юр. лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение). Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, кроме организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд и государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24.11.1996г.
Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.

В соответствии со ст.6. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

  • необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
  • возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  • беспрепятственный доступ к средствам связи.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором (или турагентом) и туристом.

В договоре должны быть указаны существенные условия, а именно:

  • полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
  • размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования (банковской гарантии), реквизиты организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  • сведения о туристе;
  • общая цена туристского продукта в рублях;
  • информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения либо денежной суммы по банковской гарантии и основаниях для осуществления таких выплат.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

При заключении договора о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений).
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

  • ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
  • изменение сроков совершения путешествия;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Например, одностороннее изменение категории отеля в стране временного пребывания или указание в договоре штрафа (пени, неустойка), который может быть взыскан с туриста при его отказе от туристского продукта и др.

В случае нарушения условий договора о реализации туристского продукта законодательством Российской Федерации предусмотрен претензионный порядок рассмотрения споров между сторонами. Это означает, что перед непосредственным обращением в суд турист, чьё право было нарушено, должен соблюсти претензионный порядок и письменно обратиться к туроператору с претензией в течение 20 дней со дня окончания действия договора. Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении либо уведомление о вручении претензии).

Туроператор должен ответить на полученную претензию в течение 10 дней. Если турист не согласен с объяснениями туроператора, изложенными в ответе на претензию, он может обратиться в суд.

Иск в суд турист вправе предъявить по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора.

 

Восточный территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области