При розничной продаже хозяйствующими субъектами продукции лёгкой промышленности, независимо от способа её перемещения на территорию Таможенного союза, следует руководствоваться следующим.

В соответствии со статьёй 11 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции лёгкой промышленности», утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 876 (далее по тексту - ТР ТС 017/2011), перед выпуском в обращение на потребительский рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 017/2011, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.

Декларирование соответствия установленным требованиям осуществляется для следующей продукции:

- одежда и изделия 2-го и 3-го слоев;

- полотна трикотажные;

- ткани и материалы бельевые, одежные, полотенечные;

- одежда и изделия из кожи и меха;

- чулочно-носочные изделия 2-го слоя;

- головные уборы;

- обувь, кроме обуви валяной;

- ковровые покрытия и изделия машинного способа производств.

Подтверждение соответствия продукции лёгкой  промышленности

требованиям ТР ТС 017/2011 в форме сертификации проводится для следующих групп продукции:

- изделия бельевые, корсетные, купальные и аналогичные изделия;

- постельное белье;

- чулочно-носочные изделия первого слоя.

В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно­сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе её регистрационный номер, срок её действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

При приобретении иностранных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации в целях соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, необходимо учитывать следующее.

Все товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, подлежат помещению под одну из таможенных процедур. При помещении иностранных товаров под таможенную процедуру в таможенный орган представляется декларация на товары и документы, на основании которых она заполнена, в том числе документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям, предусмотренным техническими регламентами Таможенного союза. При соблюдении условий, установленных действующим законодательством, таможенные органы осуществляют выпуск товаров путем проставления соответствующих отметок в таможенной декларации, коммерческих, транспортных документах, а также путем внесения соответствующих сведений в информационные системы таможенных органов.

Таким образом, при приобретении товаров иностранного производства на внутреннем рынке Российской Федерации в целях подтверждения законности нахождения указанных товаров в обороте заинтересованные лица вправе потребовать у продавца:

- документы, содержащие сведения о помещении товаров под таможенную процедуру (таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров, счета-фактуры с указанием сведений о номерах таможенных деклараций);

- документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям, предусмотренным техническими регламентами Таможенного союза (сертификат соответствия, декларация о соответствии).

Кроме того, заключая сделку купли-продажи в отношении приобретаемых иностранных товаров, покупатель вправе предусмотреть в договоре в качестве обязательного условия наличие вышеуказанных документов на товар.

Лица, осуществляющие оптовую и розничную реализацию товаров иностранного производства, для проверки достоверности сведений об их выпуске (по имеющимся сведениям о номере таможенной декларации) могут обратиться в любой таможенный орган с письменным запросом в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 31 октября 2007г. № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации». Срок подготовки таможенным органом информации по запросу составляет 5-10 рабочих дней.

Для проверки достоверности представленных на товар документов, подтверждающих соответствие товаров обязательным требованиям,

предусмотренным техническими регламентами Таможенного союза (сертификата соответствия, декларации о соответствии) можно воспользоваться сведениями, размещенными на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) www.fsa.gov.ru (раздел Реестры).

В соответствии с положениями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль, в том числе, при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров.

Таможенный контроль у лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами иностранного производства, осуществляется, как правило, в формах выездной таможенной проверки, таможенного осмотра помещений и территорий.

Порядок проведения указанных проверочных мероприятий установлен статьями 100, 119, 122, главой 19 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), статьей 168, главой 20 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании).

Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки также определены статьей 135 ТК ТС и статьей 185 Закона о таможенном регулировании.

Если в ходе проведения таможенной проверки будет установлено, что у лица отсутствуют документы, свидетельствующие о помещении иностранных товаров под таможенную процедуру, либо имеющиеся документы содержат недостоверные сведения, а также при отсутствии сведений о таможенном декларировании данных товаров в информационных ресурсах таможенных органов, проверяемые товары рассматриваются как незаконно ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС.

При обнаружении в рамках таможенного контроля незаконно ввезенных товаров у лиц, приобретших их на таможенной территории ЕАЭС в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию в установленном порядке.

При этом, пунктом 5 статьи 168 Закона о таможенном регулировании установлено право лиц, у которых обнаружены незаконно ввезенные товары, уплатить таможенные пошлины, налоги, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров в соответствии со статьей 217 Закона о таможенном регулировании. В таком случае изъятие товаров не осуществляется.

Согласно положениям статьи 217 Закона о таможенном регулировании таможенное декларирование незаконно ввезенных товаров осуществляется в упрощенном порядке.

Таможенная декларация на незаконно ввезенные товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, по выбору владельца незаконно ввезенных товаров.

Подача декларации на товары, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, должна сопровождаться представлением:

- документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары;

- имеющихся у владельца коммерческих и иных документов, позволяющих идентифицировать незаконно ввезенные товары и отнести их к десятизначному классификационному коду по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

- разрешений, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений;

- документов, подтверждающих уплату таможенных платежей; документов, подтверждающих сведения о таможенной стоимости товаров. При определении таможенной стоимости незаконно ввозимых товаров необходимо руководствоваться Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года с учетом особенностей, предусмотренных Положением об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180.

Упрощенный порядок таможенного декларирования товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержден приказом ФТС России от 14 марта 2011 г. № 537.

Оренбургская таможня оказывает услуги по консультированию и информированию граждан об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела. Услуги по консультированию и информированию предоставляются бесплатно.

Для получения государственной услуги заинтересованные лица вправе обратиться в таможенный орган с устным обращением либо направить письменный запрос почтой по адресу: 460005, г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20, либо в электронной форме на адрес: orb-po@ptu.customs.ru.

(Памятка составлена на основании материалов, предоставленных Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и Оренбургской таможней)

Дополнительная информация