Правоотношения в сфере оказания туристских услуг регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 132-ФЗ). Согласно положениям ст. 14 Закона № 132-ФЗ в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке изменения договора о реализации туристского продукта или его расторжения.

Справочно: статья 14. Обеспечение безопасности туризма

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных
сообщений.
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Правовая позиция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части правоприменения статьи 14 Закона № 132-Ф3 о том, что «судебный порядок» не отменяет возможностей туристов и туроператоров достичь консенсуса на досудебной стадии, подробно изложена в информационном материале «О праве туристов...», опубликованном на сайте Роспотребнадзора по адресу http://rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/zpp/?ELEMENT_ID=699&sphrase_id=4925522.
При информировании граждан о порядке реализации их прав рекомендуется ориентировать потребителей на достижение разумного взаимоприемлемого решения по изменению условий договора о реализации туристского продукта. Если в дальнейшем потребитель решит все-таки реализовать право требовать возвращения денежных средств в судебном порядке, то документированная информация о такой попытке может быть использована гражданином в суде как дополнительный аргумент, чтобы суд вынес решение об удовлетворении его требования о возврате денежных средств, уплаченных по договору о реализации туристского продукта (если изменить договор не представляется возможным по объективным причинам).

Наличие «обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу» подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами». В той же статье 14 указано, что «уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений». 8 ноября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации по адресу http://pubiication.pravo.gov.ru Document View0001201511080001 был опубликован Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2015 г. N 553 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий» (далее - Указ № 553), который вступил в силу со дня его подписания (с 8 ноября 2015 г.) и распространяется на правоотношения, возникшие с 6 ноября 2015 г. (пункт 5 Указа № 553).
В тот же день Ростуризм проинформировал через свой официальный сайт о вступлении в силу Указа №553 (http://vww.russiatouгism.ru/news/96980). Таким образом, было обеспечено соблюдение требований статьи 14 Закона № 132-Ф3, дающих основание потребителям туристских услуг, а также туроператорам (турагентам) реализовать свое законное право изменить условия или расторгнуть договор о реализации туристского продукта в судебном порядке из-за ситуации, возникшей в связи с необходимостью обеспечения безопасности граждан Российской Федерации за рубежом.

Потребители туристских услуг, срок предоставления которых не наступил, принявшие в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств решение о расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия, имеют право требовать в судебном порядке возвращения 100% денежной суммы, уплаченной по договору (абзац 5 ст. 14 Закона № 132-Ф3).
В указанную категорию попадают и те потребители туристских услуг, которые не смогли улететь в Египет с 6 ноября 2015 года после появления информации о приостановке авиасообщения, независимо от того обстоятельства, прибыли или не прибыли туристы в аэропорт для путешествия. В этой связи необходимо отметить, что правила статьи 14 Закона № 132-Ф3 обязывают туроператора вернуть 100% стоимость договора о реализации туристского продукта вне зависимости от того, кем (туристом или туроператором) и в какой форме было инициировано расторжение договора, приоритетно принимая во внимание наличие обстоятельств, свидетельствующих об угрозе безопасности туризма в стране временного пребывания. Поэтому с учетом специфики конкретной рассматриваемой ситуации неявку туриста (туристов) в аэропорт, равно как и невылет явившихся для путешествия туристов можно рассматривать как форму заявления о расторжении договора посредством совершения конклюдентных действий со стороны туриста (туристов) и туроператора соответственно.

В соответствии со ст. 14 Закона № 132-Ф3 потребители туристских услуг, принявшие решение о расторжении договора о реализации туристского продукта после начала путешествия (после состоявшегося перелета в Египет), имеют право требовать в судебном порядке возвращения денежной суммы, уплаченной по договору, «в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».
В указанную категорию попадают случаи организованного туроператором вывоза туристов из Египта во время рассматриваемых событий без заявления туристов о принятии решения о расторжении (изменении) договора о реализации туристского продукта (о наличии таких случаев сообщили СМИ), поскольку соответствующие события могут квалифицироваться как принятие решения туроператором о расторжении договора о реализации туристского продукта при наличии обстоятельств, свидетельствующих об угрозе в стране временного пребывания.
В соответствии с положениями части 1 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор (его территориальные органы) до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, в нем участвующих, для дачи заключения по делу в целях защиты прав
потребителей с приобретением соответствующего объема прав и обязанностей лица, участвующего в деле, посредством вынесения судом соответствующего определения (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела - отдельным заявлением истца).