Практически у каждого из нас на сегодняшний день имеется сотовый телефон и мы, так или иначе, являемся потребителями услуги мобильной связи. Какими же правами как потребители данной услуги мы наделены.

Во-первых, отметим, что правоотношения, возникающие между потребителем и исполнителем  услуги связи на территории Российской Федерации, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (Глава 39 «Возмездное оказание услуг»), Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее -  ФЗ «О связи»), Законом РФ «О защите прав потребителей». Отношения в области мобильной связи помимо ФЗ «О связи» регулируются также Правилами оказания услуг подвижной связи (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г. № 328). В силу того, что операторы мобильной связи предоставляют,  в том числе услуги, связанные  с обеспечением доступа к информационным системам информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, правоотношения между гражданами-абонентами услуг связи и операторами связи, регулируются  также Правилами оказания телематических услуг связи (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575).

Услуга по оказанию мобильной связи осуществляется на основании договора, который заключается между абонентом и оператором связи в письменной форме в 2-х экземплярах, подписывается обеими сторонами и должен содержать следующие существенные условия:

  • назначенный абоненту абонентский номер;
  • оказываемые услуги подвижной связи;
  • порядок, сроки и форма расчетов;
  • система оплаты услуг подвижной связи.

Абонент вправе:

а) получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи;

б) требовать перерасчет абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с непредоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества;

в) отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором;

г) получать по письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров;

д) сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта Российской Федерации в случае перенесения абонентского номера.

 

Обязанности оператора связи следующие:

а) оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия;

б) предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию, которая доводится до сведения абонентов бесплатно, на русском языке в наглядной и доступной форме в местах работы с абонентами;

в) предоставлять абонентам в своей сети подвижной связи соединения, осуществляемые для предоставления доступа к услугам своих информационно-справочных служб на тех же условиях, что и для предоставления доступа к услугам иных информационно-справочных служб;

г) устранять в установленные сроки технические неисправности, препятствующие пользованию услугами подвижной связи;

д) не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации;

е) возобновлять оказание услуг подвижной связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или представления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг подвижной связи (в случае приостановления оказания услуг подвижной связи);

ж) оператор связи обязан по требованию абонента предоставлять ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг подвижной связи.

 

Единица тарификации соединения устанавливается оператором связи и не может превышать 1 минуты.

Тарифы на услуги подвижной связи могут устанавливаться в виде тарифов (тарифных планов) на отдельные услуги подвижной связи или наборы услуг. Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг подвижной связи.

При формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:

  • абонентская, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг подвижной связи;
  • повременная, при которой размер платежа абонента зависит от суммарной продолжительности инициированных абонентом соединений, предоставленных в течение расчетного периода;
  • за каждую оказанную услугу подвижной связи, при которой размер платежа определяется фактически оказанными услугами подвижной связи.

Также, допускается сочетание нескольких видов тарификации.

Абонент не платит за телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, за исключением следующих случаев:

  • если телефонное соединение установлено при помощи телефониста с оплатой за счет вызываемого пользователя услугами связи;
  • если телефонное соединение установлено с использованием назначенных федеральным органом исполнительной власти в области связи кодов доступа к услугам электросвязи;
  • если телефонное соединение установлено с абонентом, находящимся за пределами территории субъекта РФ, указанной в решении о выделении оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный данному абоненту абонентский номер, если договором об оказании услуг связи не установлено иное.

Расчет за оказанные услуги подвижной связи производится по тому тарифу, который действовал на момент установления соответствующего соединения.

Оплата услуг подвижной связи осуществляется путем наличных и безналичных расчетов.
Оплата услуг подвижной связи может производиться посредством авансового платежа либо посредством отложенного платежа.

Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату.

Оператор связи не вправе обуславливать оказание одних услуг подвижной связи обязательным оказанием иных услуг связи.

 

Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре.

Федеральным законом «О связи» установлен порядок подачи потребителями услуг связи жалоб (предъявления претензий) и правила их рассмотрения операторами связи. При этом пунктом 4 статьи 55 указанного закона, предусмотрен обязательный досудебный порядок предъявления претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи. Подача претензии согласно пп. 1 п. 5 ст. 55 ФЗ «О связи», осуществляется в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями). При этом к претензии прилагаются копии документов, необходимые для её рассмотрения (копия заключённого договора на услуги связи, копия детализации звонков, а также иных документов, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба).

Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

 

Восточный территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области