Памятка  для предпринимателей, осуществляющих оборот на потребительском рынке области товаров лёгкой промышленности, в том числе иностранного происхождения, приобретённых на внутреннем рынке Российской Федерации*

 

1. Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок обращения товаров лёгкой промышленности на территории Российской Федерации:
– Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года  № 55;
– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции лёгкой промышленности», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 876.

 

2. Перечень товарно-сопроводительных документов на товары лёгкой промышленности
п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров (постановление Правительства РФ от 19.01.1998  № 55):

"12. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона."

3. Перечень товаров, подлежащих декларированию/сертификации

Статья 11. Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента
(Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011)

"1. Перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.
При подтверждении соответствия заявителем может быть зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) или продавцом (поставщиком).

3.1. Декларирование соответствия установленным требованиям осуществляется для следующих групп продукции:
– одежда и изделия 2-го и 3-го слоев;
– полотна трикотажные;
– ткани и материалы бельевые, одежные, полотенечные;
– одежда и изделия из кожи и меха;
– чулочно-носочные изделия 2-го слоя;
– головные уборы;
– обувь, кроме обуви валяной;
– ковровые покрытия и изделия машинного способа производства.

4. Подтверждение соответствия продукции легкой промышленности требованиям настоящего Технического регламента в форме сертификации проводится … для следующих групп продукции:
– изделия бельевые, корсетные, купальные и аналогичные изделия;
– постельное белье;
– чулочно-носочные изделия первого слоя.
"

4. Какие документы необходимо затребовать у продавца при приобретении товаров иностранного производства на территории Российской Федерации в целях подтверждения легальности их ввоза

Рекомендации Оренбургской таможни:
При приобретении иностранных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации в целях соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, необходимо учитывать следующее.
Все товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, подлежат помещению под таможенные процедуры.
При помещении иностранных товаров под таможенную процедуру в таможенный орган представляется декларация на товары и документы, на основании которых она заполнена, в том числе документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям, предусмотренным техническими регламентами Таможенного союза.
При соблюдении условий, установленных действующим законодательством, таможенные органы осуществляют выпуск товаров путем проставления соответствующих отметок в таможенной декларации, коммерческих, транспортных документах, а также путем внесения соответствующих сведений в информационные системы таможенных органов.
Таким образом, при приобретении товаров иностранного производства на внутреннем рынке Российской Федерации в целях подтверждения законности нахождения указанных товаров в обороте заинтересованные лица вправе потребовать у продавца:
– документы, содержащие сведения о помещении товаров под таможенную процедуру (таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров, счета-фактуры с указанием сведений о номерах таможенных деклараций);
– документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям, предусмотренным техническими регламентами Таможенного союза (сертификат соответствия, декларация о соответствии).
Кроме того, заключая сделку купли-продажи в отношении приобретаемых  иностранных товаров, покупатель вправе предусмотреть в договоре в качестве обязательного условия наличие вышеуказанных документов на товар.

5. Как проверить представленные продавцом документы и достоверность содержащихся в них сведений.

Рекомендации Оренбургской таможни:
Лица, осуществляющие оптовую и розничную реализацию товаров иностранного производства, для проверки достоверности сведений об их выпуске в обращение на территорию Таможенного союза (по имеющимся сведениям о номере таможенной декларации) могут  обратиться в любой таможенный орган с письменным запросом в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 31 октября 2007 года № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации». Срок подготовки таможенным органом информации по запросу составляет от 5 до 10 рабочих дней.    

Приказ ФТС России от 31.10.2007 №1347
"Для проверки достоверности представленных на товар документов, подтверждающих соответствие товаров обязательным требованиям, предусмотренным техническими регламентами Таможенного союза (сертификата соответствия, декларации о соответствии) можно воспользоваться сведениями, размещенными на  официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) www.fsa.gov.ru (раздел Реестры)."

6. Порядок проведения таможенным органом проверочных мероприятий в отношении товаров, находящихся в обороте на территории Российской Федерации.

Информация Оренбургской таможни:
В соответствии с положениями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль, в том числе,  при обороте  товаров, ввезенных на таможенную территорию, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров.
Таможенный контроль у лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами иностранного производства, осуществляется, как правило, в формах выездной таможенной проверки, таможенного осмотра помещений и территорий.
Порядок проведения указанных проверочных мероприятий установлен статьями 100, 119, 122, главой 19 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), статьей 168, главой 20 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании).
Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки определены статьей 135 ТК ТС и статьей 185 Закона о таможенном регулировании.

7. Возможность таможенного декларирования товаров, факт выпуска которых в ходе таможенной проверки не подтвержден

Информация Оренбургской таможни:
Если в ходе проведения таможенной проверки будет установлено, что  у лица отсутствуют документы, свидетельствующие о помещении иностранных товаров под таможенную процедуру, либо имеющиеся документы содержат недостоверные сведения, а также при отсутствии сведений о таможенном декларировании данных товаров в информационных ресурсах таможенных органов,  проверяемые товары рассматриваются как незаконно ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС.
При обнаружении в рамках таможенного контроля незаконно ввезенных товаров у лиц, приобретших их на таможенной территории ЕАЭС  в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию в установленном порядке.
При этом, пунктом 5 статьи 168 Закона о таможенном регулировании установлено право лиц, у которых обнаружены незаконно ввезенные товары, уплатить таможенные пошлины, налоги, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров в соответствии со статьей 217 Закона о таможенном регулировании. В таком случае изъятие товаров не осуществляется.
Согласно положениям статьи 217 Закона о таможенном регулировании таможенное декларирование незаконно ввезенных товаров осуществляется в упрощенном порядке.
Упрощенный порядок таможенного декларирования товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержден приказом ФТС России от 14 марта 2011 г. № 537.
Таможенная декларация на незаконно ввезенные товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, по выбору владельца незаконно ввезенных товаров.
Подача декларации на товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, должна сопровождаться представлением:
– документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары;
– имеющихся у владельца коммерческих и иных документов, позволяющих идентифицировать незаконно ввезенные товары и отнести их к десятизначному классификационному коду по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
– разрешений, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений;
– документов, подтверждающих уплату таможенных платежей;
– документов, подтверждающих сведения о таможенной стоимости товаров.
При определении таможенной стоимости незаконно ввозимых товаров необходимо руководствоваться Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года с учетом особенностей, предусмотренных Положением об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180.

8. Порядок получения консультации в таможенном органе

Оренбургская таможня оказывает услуги по консультированию и информированию граждан об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела. Услуги по консультированию и информированию предоставляются бесплатно.
Для получения государственной услуги заинтересованные лица вправе обратиться в таможенный орган с устным обращением либо направить письменный запрос почтой по адресу: 460005, г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20,  либо в электронной форме на адрес: orb-po@ptu.customs.ru.

* – Памятка составлена на основании материалов, предоставленных Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и Оренбургской таможней;
– При применении нормативных правовых актов следует учитывать их актуализацию.

Дополнительная информация