Новый закон – в поддержку россиянам.

В 2014 году Правительством Оренбургской области и министерством социального развития проводится большая работа как по формированию новой региональной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы социального обслуживания, так и в целом по подготовке органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания к работе в соответствии с новыми требованиями законодательства.

С чем это связано?

В конце 2013 года был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Закон вступит в силу с 01.01.2015 года. Он коснётся очень многих людей, которым требуется социальная помощь, - пенсионеров, инвалидов, безработных и других малообеспеченных категорий граждан.

Работа над законом велась в течение двух лет, что свидетельствует об его важности, ведь социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн. человек: пожилые граждане, инвалиды, семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Новый закон придет на смену действующим в настоящее время Федеральному закону от 10 декабря 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»  и от  2 августа 1995 № 122-ФЗ  «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Цель нового закона.

Документ направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в нашей стране, повышение его уровня, качества и эффективности. Он определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Стоит отметить, что закон содержит общие положения - правила, по которым будет проводиться работа в сфере социального обслуживания.

Закон конкретизирует содержание ряда основных понятий, применяемых в действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга» с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривает введение ряда новых основных понятий, к которым относятся: «стандарт социальной услуги», «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании».

Определены основные принципы социального обслуживания. Перечень принципов расширен по сравнению с действующими законами.  В него включены такие принципы, как «приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов  у поставщиков социальных услуг», «сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде».

Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства.

В законе прописаны обстоятельства, при наличии которых человек признаётся нуждающимся в социальном обслуживании. В частности, помощь получат те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с инвалидом или ребёнком-инвалидом, нуждающимся в постоянном уходе; семьи с ребёнком, испытывающим трудности в социальной адаптации; безработные. Нуждающимися в социальном обслуживании, закон признаёт и семьи, в которых возникают конфликты из-за родственников с наркотической или алкогольной зависимостью, игроманов. Насилие в семье также является поводом для оказания помощи.

Немаловажный момент: действие нового закона распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории нашей страны.

Плата за социальные услуги.

Законом определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, для которых социальное обслуживание будет бесплатным. Это несовершеннолетние дети и люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций или вооружённых межнациональных конфликтов.

Важный момент: по ранее действовавшему законодательству право на бесплатные социальные услуги получали граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума. По новому федеральному закону, который начнёт действовать с января следующего года, бесплатно услуги будут предоставляться тем, у кого доход ниже полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, которым не придётся платить за социальное обслуживание.

Что касается платных услуг, то в соответствие с новым законом субъекты федерации должны будут вновь установить размеры платы за социальные услуги. Но при этом в документе отдельно оговорено, что новая стоимость не должна быть выше той, которая будет по состоянию на  31 декабря 2014 года. Точно так же перечень социальных услуг, который предстоит составить в регионах, не может быть сокращён по сравнению   с имеющимся. То есть условия предоставления социальной помощи не должны ухудшиться.

 

 

Какие социальные услуги будут предоставляться гражданам.

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

- срочные социальные услуги.

 

Кто будет определять виды помощи, необходимые гражданину.

Предполагается, что специалисты социальных служб будут составлять для каждого человека, нуждающегося в помощи, индивидуальную программу. В ней будут указаны форма социального обслуживания, виды, объём, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг.

Также в этой программе должны быть перечислены организации, которые могут предоставлять тот или иной вид социальной помощи. То есть человек сможет выбирать поставщика услуг.

Стоит отметить, что специалисты будут обязаны оказывать услуги, предусмотренные индивидуальной программой. А вот для человека эта программа носит рекомендательный характер. Добровольность - один из принципов социального обслуживания.

В некоторых случаях нет времени для составления индивидуальной программы - помощь человеку требуется здесь и сейчас. И закон предусматривает оказание срочных социальных услуг. К ним относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, а также одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости. Кроме того, специалисты могут оказать содействие в получении человеком экстренной психологической помощи, некоторых видов юридической помощи.

После вступления в силу нового закона, помимо государственных учреждений социальные услуги смогут оказывать представители негосударственного сектора, получая за это компенсации понесённых расходов. Таким образом, государство стремится увеличить число поставщиков социальных услуг, чтобы у человека, нуждающегося в помощи, был шире выбор организаций социального обслуживания.

Если говорить в целом, то со вступлением в силу нового закона система социального обслуживания в нашей стране, соответственно, и в нашем регионе претерпит существенные изменения.

Нужно отметить, что в Оренбургской области накоплен серьёзный опыт предоставления социальных услуг разным категориям граждан.

Создана и много лет работает сеть социальных учреждений, в которых оказывается помощь семьям с детьми, детям с ограничениями в здоровье, пенсионерам, инвалидам. Не является чем-то абсолютно новым требование закона составлять индивидуальную программу для клиентов. Уже несколько лет в области проводится работа по составлении социальных паспортов семьи. Социальный работник знакомится с семьёй, выясняет, в каких услугах она нуждается. На основании полученных данных формируется паспорт потребностей семьи и обеспечиваются условия для получения ими необходимых реабилитационных мероприятий. Учитывая этот опыт, работники учреждений социального обслуживания смогут составлять индивидуальные программы и для других клиентов учреждений.

Работа по реализации закона предстоит серьёзная. Но у социальной службы Оренбургской области есть все ресурсы для того, чтобы достичь поставленной законом цели, повысить качество и эффективность социального обслуживания.