В России действует обязательная маркировка товаров в системе «Честный знак» - это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий, которая позволяет отследить и проверить каждую единицу продукции – узнать, кто произвел и на каком этапе продажи находится. Цифровой код Data Matrix наносится на упаковку товара, тем самым товар вносится в базу данных. Уникальный код защищен от подделки российскими технологиями криптографии. Система позволяет бороться со всеми видами нелегальной продукции - контрафактом, фальсификатом, контрабандой и прочими.

Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров средствами идентификации (ГИС МТ) является ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» определены Правила маркировки товаров и Положение о ГИС МТ.

Перечень продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации, а также сроки её введения, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р.

В настоящее время маркировке средствами идентификации подлежат:

- молочная продукция (кроме молочной продукции, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее, упакованной непромышленным способом в организациях розничной торговли, детского питания для детей до 3 лет и специализированного диетического лечебного и диетического профилактического питания);

- упакованная вода (за исключением льда и снега), в том числе категории «детская вода»;

- пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кеги, стеклянную и полимерную упаковку, алюминиевые банки и иные виды упаковки;

- все виды безалкогольных напитков (за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье) упакованных в стеклянную и полимерную упаковку;

- биологически активные добавки (БАД) к пище;

- табачная и никотинсодержащая продукция (сигареты и папиросы; альтернативный табак (табак для кальяна, сигары, сигары с обрезанными концами (черуты), сигариллы (сигары тонкие), биди, кретек, табак курительный, трубочный табак, табак жевательный, табак нюхательный; табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания; курительные смеси для кальяна, не содержащие табак; никотиносодержащие жидкости и электронные системы доставки никотина (жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновые, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования).

 

В первой половине 2024 года станут обязательными следующие этапы маркировки средствами идентификации:

c 1 марта 2024 года:

  • обязательная маркировка всех видов безалкогольных напитков, в том числе в алюминиевых и полимерных банках (за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье);
  • обязательная передача сведений об обороте маркированной детской воды (объемно-сортовой учет) для всех участников оборота;
  • обязательная передача сведений в систему цифровой маркировки о поэкземплярном выводе из оборота БАД к пище для всех участников оборота (с применением ККТ или подача сведений о выводе из оборота маркированной продукции по прочим причинам, не связанным с розничной реализацией);

c 1 апреля 2024 года:

  • запрет вывода из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах;
  • режим онлайн проверки на кассах становится обязательным для пива и слабоалкогольных напитков в кегах, для табачных изделий. С этой же даты становится обязательным контроль в режиме офлайн за максимальной розничной ценой для табачных изделий;

c 1 мая 2024 года:

  • режим онлайн проверки на кассах становится обязательным в крупных торговых сетях (50 и более торговых точек, которые принадлежат одному или нескольким юридическим лицам, входящим в единую группу или используются под единым коммерческим наименованием, иным средством индивидуализации) для молочной продукции;
  • обязанность передачи сведений об обороте маркированных БАД к пище (объемно-сортовой учет) для всех участников оборота;

с 1 июня 2024 года:

  • розничные магазины и другие предприятия, осуществляющие продажу пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке должны передавать в систему маркировки данные о продажах c помощью контрольно-кассовой техники;
  • старт обязательной маркировки третьего этапа всех видов безалкогольных напитков, в том числе соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, в кегах, Tetra Pak и прочих видах упаковок.

 

В целях определения продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, следует руководствоваться кодом ОКПД 2 и кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

Участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в ГИС МТ сведений.

 

Восточный территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области