Исковое заявление  –  это основной документ, где излагается суть возникшего спора. Оно должно иметь письменную форму и отвечать требованиям ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Обязательно наличие  сведений об истце и ответчике; требованиях; цене иска (если иск подлежит оценке) и расчете взыскиваемых сумм; досудебном порядке урегулирования спора (если такой порядок предусмотрен законодательством).

К исковому заявлению необходимо приложить: доверенность на представителя истца, копию претензии и ответа на нее, уведомление о вручении копии иска ответчику, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования и другие (ст.132 ГПК РФ).

Необходимо помнить, что в соответствии с п.3 ст.17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон РФ №2300-1), потребитель освобожден от оплаты государственной пошлины.

ВАЖНО! К искам о защите прав потребителей применяется альтернативная подсудность (ст.29 ГПК РФ). Потребитель вправе подать иск по своему выбору: в суд по месту нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя), по месту жительства или пребывания истца, по месту заключения или исполнения договора (п.2 ст.17 Закона РФ №2300-1).

Дата подачи иска — это день, когда вы сдали документы на почту либо подали непосредственно в суд, в том числе в электронном виде.

Не всегда решение суда складывается в пользу потребителя. Если есть основания для его обжалования, то потребитель вправе подать апелляционную или кассационную жалобу.

Решения суда, не вступившие в законную силу, в порядке апелляции могут быть обжалованы в течение месяца через суд, принявший решение (ст.321 ГПК РФ). Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ст.327.1 ГПК РФ). Жалоба должна содержать (ст.322 ГПК РФ): наименование судебной инстанции; наименование лица, обратившегося с жалобой; указание на судебное решение, подлежащее обжалованию; требования лица, подающего жалобу и основания, по которым он считает судебное решение неправильным; список документов, прилагаемых к жалобе.

Кассационная жалоба подается на вступившие в законную силу судебные решения, определения, приказы. Жалоба подается в кассационный суд через суд первой инстанции и должна содержать (ст.378 ГПК РФ): наименование суда; наименование лица, обратившегося с жалобой; наименование иных лиц, участвующих в деле, с указанием их места жительства (пребывания); указание судебных инстанций, где рассматривалось дело по первой апелляционной жалобе с описанием принятых ими решений; указание на судебные постановления, которые надлежит обжаловать; указание на основания, по которым обжалуется судебное решение, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судом нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела; указание просьбы лица, обратившегося с жалобой.

Главная задача кассационной жалобы — оспорить решение суда с точки зрения законности и правильности толкования законодательных норм.