Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о ЗПП), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515 (далее — Правила).

Предприятия общественного питания подразделяются на пять типов: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

Прежде чем воспользоваться услугами данных заведений, Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области рекомендует потребителям убедиться в наличии информации о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые оказывают услуги (наименование, ИНН, ОГРН). Добросовестный исполнитель услуг не станет скрывать данные о государственной регистрации предпринимательской деятельности.

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Помимо информации, доведение которой предусмотрено статьей 10 Закона о ЗПП, исполнитель обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию:

• перечень услуг и условия их оказания;

• наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентах;

• сведения об объеме (весе) порций готовых блюд, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

• сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).

Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией как в зале, так и вне зала обслуживания. Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню.

Предприятие общественного питания обязано: оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с таким намерением, в течение всего режима работы; обеспечить возможность гражданину проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания посредством предоставления необходимых средств измерения, вправе предложить предварительную оплату услуг или внесение денежных средств после отбора блюд, приема пищи либо предложить потребителю иной порядок оплаты услуг.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в порядке и сроки, которые согласованы с исполнителем. Исполнитель при расчетах за оказываемые услуги выдает потребителю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направляет кассовый чек или бланк строгой отчетности потребителю в электронной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Наряду с оказанием услуг общественного питания хозяйствующий субъект вправе предложить дополнительные услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах. При этом исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте).

С актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей можно ознакомиться на Государственном информационном ресурсе в сети Интернет, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.