Во всех образовательных учреждениях для детей и подростков с постоянным пребыванием последних более 3-4 часов организовывается питание учащихся (воспитанников).
Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5-4 часов.
Для учащихся общеобразовательных учреждений (школьного типа) предусматривается организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для дополнительного питания учащихся) в достаточном ассортименте. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену - обеда и полдника. Учащиеся в первую смену должны получать завтрак (дома перед уходом в школу), горячий завтрак в школе, после окончания занятий обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19.00-19.30 - ужин (дома). Учащиеся во вторую смену должны получать завтрак (дома), обед (дома перед уходом в школу), горячее питание в школе, в 19.30-20.00 - ужин (дома).
Для детей, посещающие группы продленного дня должно быть организовано двухразовое или трехразовое питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении).
Для учащихся (воспитанников) образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей и подростков организуется 4-5-разовое (в зависимости от их возраста и состояния здоровья) питание.
При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны соблюдаться принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания, подразумевающего:
- удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.), в соответствии с возрастными физиологическими потребностями (питание, адекватное возрастным физиологическим потребностям);
- сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в том числе по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов);
- максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
- адекватную технологическую (кулинарную) обработку продуктов, обеспечивающую высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;
- исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание);
- учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).
Рацион питания детей и подростков различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста и формируется отдельно для детей 7-10 лет и 11-18 лет. В основу формирования рационов ложится рекомендуемый набор продуктов, потребность в пищевых веществах и энергии, рекомендуемая калорийность на каждый прием пищи, выход блюд.
Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше
Название пищевых веществ |
Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп
|
|
с 7 до11 лет |
с 11 лет и старше |
|
Белки (г) |
77 |
90 |
Жиры (г) |
79 |
92 |
Углеводы (г) |
335 |
383 |
Энергетическая ценность (ккал) |
2350 |
2713 |
Витамин В1 (мг) |
1,2 |
1,4 |
Витамин В2 (мг) |
1,4 |
1,6 |
Витамин С (мг) |
60 |
70 |
Витамин А (мг рет. экв) |
0,7 |
0,9 |
Витамин Е (мг ток. экв.) |
10 |
12 |
Кальций (мг) |
1100 |
1200 |
Фосфор (мг) |
1650 |
1800 |
Магний (мг) |
250 |
300 |
Железо (мг) |
12 |
17 |
Цинк (мг) |
10 |
14 |
Йод (мг) |
0,1 |
0,12 |
Примечание: Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся приводится на основании СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка.
Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10 г).
Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30% от общего количества углеводов.
Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее 15-20 г/сутки.
Рацион двухразового питания в образовательном учреждении школьного типа должен обеспечивать не менее 50-60% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии. Школьный завтрак (для учащихся второй смены - полдник) должен составлять 20-25%, а обед 30- 35% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. При организации трехразового питания для детей групп продленного дня третий прием пищи (полдник) должен составлять не менее 10% суточной калорийности рациона. При организации трехразового питания должно обеспечиваться 60-70% суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии. При обеспечении детей в школе только завтраком пищевая и энергетическая ценность его должна составлять 20-25% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии; такая организация питания учащихся целесообразна только при условии получения детьми дома первого завтрака перед началом занятий и обеда сразу по окончании занятий.
Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.
Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски в завтрак используются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и т.п. Завтрак обязательно должен содержать горячее блюдо - мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). В завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки).
При приготовлении крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная). В рационе питания детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в том числе сложные овощные, гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда.
В качестве горячих напитков в завтрак используются чай, чай с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т.п. При наличии в составе завтрака горячего блюда в качестве напитка можно использовать соки, а также витаминизированные напитки промышленного производства - готовые, в упаковке, или осуществлять витаминизацию напитков непосредственно на пищеблоке образовательного учреждения.
Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.
В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать бульоны - куриный, мясной, рыбный - готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские, молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясокрупяные кулинарные изделия. Как гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры.
Полдник состоит из двух блюд - молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), а также, желательно, третьего блюда - свежих фруктов или ягод. При трехразовом питании детей и подростков в образовательном учреждении в состав полдника можно включать более калорийное блюдо - запеканку, пудинг, блюдо из творога, яиц.
Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т.п.
Выход блюд предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией. В зависимости от возраста детей следует придерживаться массы (объема) порции, указанной в таблице.
Примерный объем порций для детей школьного возраста
Блюда |
Возраст детей |
||
6 лет |
7-10 лет |
11-17 лет |
|
Холодные закуски (салаты, винегреты) |
50-65 г |
50-75 г |
50-100 г |
Каша, овощное блюдо |
200 г |
200-300 г |
250-300 г |
Первые блюда |
200-250 г |
250-300 г |
300-400 г |
Вторые блюда (мясо, рыба, порционные |
80-100 г |
100 г |
100-120 г |
Гарниры |
100-150 г |
150-200 г |
200-230 г |
Напитки |
180-200 мл |
200 мл |
200 мл |
Хлеб |
30 г - пшеничный, 20 г - ржаной или 40 г |
Примечание: примерный объем порций приводится на основании СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
В суточном рационе питания детей и подростков (а по возможности и в рационе двухразового питания в образовательном учреждении) должны ежедневно присутствовать мясо, рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, фрукты.
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений
Наименование продуктов |
Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся |
|||
в г, мл, брутто |
в г, мл, нетто |
|||
7-10 лет |
11-18 лет |
7-10 лет |
11-18 лет
|
|
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) |
80 |
120 |
80 |
120 |
Хлеб пшеничный |
150 |
200 |
150 |
200 |
Мука пшеничная |
15 |
20 |
15 |
20 |
Крупы, бобовые |
45 |
50 |
45 |
50 |
Макаронные изделия |
15 |
20 |
15 |
20 |
Картофель |
250* |
250* |
188 |
188 |
Овощи свежие, зелень |
350 |
400 |
280** |
320** |
Фрукты (плоды) свежие |
200 |
200 |
185** |
185** |
Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник |
15 |
20 |
15 |
20 |
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные |
200 |
200 |
200 |
200 |
Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат. |
77 (95) |
86 (105) |
70 |
78 |
Цыплята 1 категории потрошенные (куры 1 кат. п/п) |
40 (51) |
60 (76) |
35 |
53 |
Рыба-филе |
60 |
80 |
58 |
77 |
Колбасные изделия |
15 |
20 |
14,7 |
19,6 |
Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%) |
300 |
300 |
300 |
300 |
Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5% 3,2%) |
150 |
180 |
150 |
180 |
Творог (массовая доля жира не более 9 %) |
50 |
60 |
50 |
60 |
Сыр |
10 |
12 |
9,8 |
11,8 |
Сметана (массовая доля жира не более 15 %) |
10 |
10 |
10 |
10 |
Масло сливочное |
30 |
35 |
30 |
35 |
Масло растительное |
15 |
18 |
15 |
18 |
Яйцо диетическое |
1 шт. |
1 шт. |
40 |
40 |
Сахар*** |
40 |
45 |
40 |
45 |
Кондитерские изделия |
10 |
15 |
10 |
15 |
Чай |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Какао |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Дрожжи хлебопекарные |
1 |
2 |
1 |
2 |
Соль |
5 |
7 |
5 |
7 |
Примечание: рекомендуемый суточный набор продуктов приводится на основании СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
В течение недели в рационе питания обязательно должны присутствовать крупяные и макаронные изделия, овощи, картофель, сметана, сыр, яйца, творог, фруктовые соки. При этом такие продукты как рыба, яйцо, творог целесообразно использовать в питании детей и подростков 2-3 раза в неделю.
В меню обязательно должны включаться свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки.
Не допускается повторение в рационе одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни. В смежные дни следует избегать использования блюд, приготавливаемых из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного и того же вида круп, макаронные изделия в разных блюдах и т.п.).
В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов.
В качестве основного источника белков в составе рациона питания детей и подростков обязательно должны использоваться молочные продукты, мясо, рыба, яйца.
В качестве источника полиненасыщенных жирных кислот в питании детей и подростков используют кукурузное, подсолнечное, соевое, рапсовое масло.
В качестве основного источника животных жиров в питании детей и подростков используются мясные и молочные продукты, в том числе масло коровье (несоленое сладкосливочное, крестьянское), а также сметану.
В питании детей и подростков следует использовать цельное молоко, обогащенное витаминами (витаминами и минеральными веществами).
В питании детей и подростков целесообразно использовать только молочные продукты, выработанные из натурального (не восстановленного) сырья.
Сыры традиционно используются в питании детей и подростков. Однако предпочтение следует отдавать сырам твердых сортов с невысокой жирностью (до 25-28 г на 100 г) и с умеренным содержанием поваренной соли (до 1,5-1,8%), кроме сыров острых сортов.
В исключительных случаях допускается вместо молочных продуктов использовать молочные консервы (высшего сорта). Так, сгущенное молоко можно использовать в качестве соуса с творожными и мучными блюдами (не чаще одного раза в 3-4 недели). Сухое молоко может использоваться при производстве хлебобулочных, мучных кондитерских и некоторых кулинарных изделий. Необходимо помнить, что содержание витаминов в молочных консервах и сухом молоке значительно снижено по сравнению с их естественным содержанием, поэтому такие изделия (или блюда из них) необходимо обогащать витаминами. Нецелесообразно использовать сухое или сгущенное молоко при приготовлении горячих напитков с молоком (какао, чай, кофейный напиток).
В питании детей и подростков не должны использоваться кулинарные жиры, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры (в том числе для обжаривания, в составе мясных кулинарных и колбасных изделий).
Ограничивается использование в питании детей и подростков жирных видов мяса (птицы). Из субпродуктов допускается использовать только сердце, язык, печень.
В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии) и другие аналогичные продукты. Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло.
В качестве источника растительных жиров (полиненасыщенных жирных кислот) и отчасти белка в питании детей и подростков могут использоваться орехи и семена, такие как миндаль, фундук, кешью, фисташки (несоленые), семена кунжута, подсолнечника (очищенные от кожуры). Орехи и семена включают в рацион питания детей и подростков в составе кондитерских изделий, салатов, а также в натуральном виде (лучше в виде смесей типа мюсли из орехов и семян разных культур, в т.ч. злаковых, сухофруктов и т.п.).
При формировании рациона питания детей и подростков необходимо включать в него достаточное количество продуктов, являющихся источниками пищевых волокон, к которым относятся плоды и овощи, разнообразные продукты их переработки, а также зерновые и продукты, выработанные на их основе. Так, в питании здоровых детей и подростков школьного возраста следует использовать хлеб из цельного зерна, хлеб, булочные и кондитерские изделия из муки грубого помола (пшеничную 1, 2 сорта, обойную, ржаную обдирную, обойную) или с добавлением отрубей зерновых. Муку грубого помола следует использовать и при приготовлении мучных кондитерских, кулинарных изделий, творожных блюд, запеканок и других видов кулинарной продукции. При приготовлении кулинарных изделий рекомендуется использовать также овсяную и ячменную муку, отруби пшеничные. Рекомендуется использовать в питании детей и подростков изделия из ржаной муки. Указанные виды продуктов, кроме пищевых волокон, являются важнейшим источником витаминов (особенно В1, В2, РР) и минеральных веществ. Хорошим источником некоторых витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон являются зерновые завтраки (мюсли и т.п.). Обязательно проводится витаминизация хлеба и булочных изделий, используемых в питании детей и подростков, или муки, предназначенной для их производства.
Основным источником легкоусвояемых углеводов (простых сахаров) в питании детей и подростков должны быть свежие плоды (фрукты) и ягоды, молочные продукты.
Сладкие блюда и сладкие мучные кулинарные изделия используются в питании детей и подростков в качестве десерта ("на сладкое") только в один из приемов пищи в день, как правило, в завтрак или в полдник, не чаще 2-3 раз в неделю. Сладкие напитки, компоты, кисели также включаются в рацион питания детей и подростков ограниченно. Рекомендуется ограничивать содержание сахара в сладких напитках, в том числе чае, компотах, киселях и т.п. в пределах 7-12 г на порцию.
Кондитерские изделия (шоколад обыкновенный с добавлениями; конфеты с корпусами между слоями вафель, со сбивными корпусами, с желейными корпусами; ирис тираженный, вафли, печенье типа "сэндвич", пасты шоколадные, зефир) обычно включают в состав полдников (наряду со сладкими блюдами также не чаще 1-2 раз в неделю).
При формировании рациона питания детей и подростков необходимо учитывать, что сахар содержится в значительных количествах не только в кондитерских изделиях, но и в традиционно приготовляемых кашах, творожных блюдах, булочных изделиях, сладком чае, какао, киселях, компотах и других блюдах и кулинарных изделиях. Кроме того, необходимо учитывать, что основную часть сладостей ребенок, как правило, получает с домашним питанием, в полдник и ужин. Поэтому в составе школьных завтраков и обедов (в общеобразовательных учреждениях) кондитерские изделия не используются или используются. Кондитерские изделия дают детям на десерт только наряду с полноценными горячими блюдами при условии исключения других сладких блюд в этот прием пищи.
Использовать искусственные заменители сахара и подслащивающие вещества (сахарин, аспартам, сорбит, ксилит и др.) в питании здоровых детей нецелесообразно. Заменители сахара могут использоваться по рекомендации медицинского работника образовательного учреждения в питании детей и подростков с избыточной массой тела, ожирением, предрасположенностью к сахарному диабету.
В питании детей и подростков можно использовать сухофрукты (сушеные виноград, сливу, абрикосы и др.), которые являются хорошим источником пищевых волокон, микро- и макроэлементов и отчасти некоторых витаминов.
В качестве естественного источника витамина А в питании детей и подростков используются: печень, яйцо, рыба, молоко и молочные продукты, сыры, сливочное масло. В качестве естественного источника бета-каротина (провитамина А) в питании детей и подростков используют морковь, фрукты (абрикосы и другие, имеющие желтую и оранжевую окраску), тыкву, зеленые листовые овощи.
В качестве естественного источника витаминов группы В в питании детей и подростков используются: хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясопродукты, орехи, яйцо, молоко и молочные продукты. Фолиевая кислота содержится также в зелени и листовых овощах. Витамин В12 содержится только в продуктах животного происхождения.
В качестве естественного источника витамина С (аскорбиновой кислоты) в питании детей и подростков используются плоды и ягоды (черная смородина, клюква, яблоки, киви и др.), овощи (капуста, сладкий перец), зелень, картофель (удельное содержание витамина С в картофеле невелико, но, учитывая большие объемы и регулярность его потребления, он является одним из важнейших источников аскорбиновой кислоты). В качестве источника витамина С рекомендуется также использовать отвар шиповника, растительные чаи (фиточаи), настои и отвары из различных видов растительного сырья (допущенных для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах). Вместо отвара шиповника можно использовать напиток, приготавливаемый из соответствующего концентрата (сиропа шиповника).
В качестве естественного источника витамина D в питании детей и подростков используются: молоко, яйцо, сливочное масло, печень, морская рыба.
Естественным источником витамина Е являются: растительные масла (соевое, кукурузное, подсолнечное и др.), крупы и крупяные изделия, орехи.
В составе пищевых продуктов, из которых формируется рацион питания детей и подростков, ограничивается использование пищевых добавок.
В качестве красителей в составе пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков, предпочтительно использовать только фруктовые и овощные соки, пюре или порошки, какао, окрашенные витаминные препараты (в том числе каротиноиды, рибофлавин и др.) и витаминные (витаминно-минеральные) премиксы (в количествах, не допускающих превышения установленных физиологических норм потребления витаминов), а также натуральные красители, полученные из овощей, плодов, ягод (свеклы, винограда, паприки и др. видов растительного сырья).
В качестве пряностей в составе пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков, могут использоваться свежие и сушеные белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), лавровый лист, укроп, корица, свежая и сушеная зелень.
В качестве разрыхлителей следует использовать только питьевую соду (гидрокарбонат натрия). Использовать другие разрыхлители не рекомендуется.
В составе пищевых продуктов для детей и подростков должна использоваться только йодированная соль. Целесообразно использовать поваренную соль, йодированную йодатом калия (КIO3), а не йодидом (KI).
Содержание соли в продукте, блюде определяется с учетом суточного допустимого содержания соли в рационе школьников и, как правило, не должно превышать 5-7грамм в сутки. Соленая рыба, а также соленые огурцы (не содержащие уксуса) могут использоваться в питании детей и подростков не чаще одного раза в 2-4 недели. Детям можно давать только рыбу слабого посола.
Для тепловой обработки продуктов используются только варка, приготовление на пару, запекание, микроволновый и конвекционный нагрев.
Блюда из овощей урожая прошлого года (капуста, репчатый лук, корнеплоды), не прошедших тепловую обработку, могут включаться в рацион питания учащихся только в период до 1 марта.
Действующими санитарными нормами и правилами определен перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений.
К ним относится:
- Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.
- Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.
- Плодоовощная продукция с признаками порчи.
- Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.
- Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.
- Непотрошеная птица.
- Мясо диких животных.
- Яйца и мясо водоплавающих птиц.
- Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.
- Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.
- Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.
- Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.
- Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).
- Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.
- Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки.
- Простокваша -“самоквас”.
- Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.
- Квас.
- Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.
- Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
- Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку.
- Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;
- Пищевые продукты, не предусмотренные прил.№9
- Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.
- Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.
- Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.
- Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.
- Ядро абрикосовой косточки, арахис.
- Газированные напитки.
- Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.
- Жевательная резинка.
- Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).
- Карамель, в том числе леденцовая.
- Закусочные консервы.
- Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.
- Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.
- Окрошки и холодные супы.
- Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.
- Яичница-глазунья.
- Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.
- Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
При использовании в питании детей и подростков в организованных коллективах экзотических тропических фруктов (манго, гуавы, папайи и др.), некоторых видов ягод (клубники, земляники и т.п.) следует учитывать возможность их индивидуальной непереносимости отдельными детьми.
Источник: ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Г. МОСКВЫ МосМР 2.4.5.005-02 (с изменениями и дополнениями от 04.03.2003) ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПОВЫШЕННОЙ ПИЩЕВОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ.
СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Восточный территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области