Каждый день, совершая покупки в магазинах, мы являемся потребителями. Документами, регулирующими потребительские отношения является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (Далее Закон), Правила продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55). Последние должны размещаться в уголке потребителя на каждом объекте торговли.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРА:
1. Продавец обязан передать покупателю качественный товар (ст.4 Закона).
2. Потребитель имеет право на безопасность товара, т.е. при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации он должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред имуществу потребителя, в течение установленного срока службы или срока годности товара. (ст. 7. Закона).
3. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (ст.8. и 9. Закона).
4. При покупке товара потребитель вправе рассчитывать на полную и достоверную информацию о товаре (ст. 10 Закона), а именно: наименование технического регламента, ГОСТа и др.; сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объёме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; цену в рублях и условия приобретения товаров; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров; адрес, наименование изготовителя; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров; информацию о правилах продажи товаров. Данная информация должна содержаться в документации, прилагаемой к товарам. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
5. В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору потребитель вправе потребовать (ст. 18 Закона):
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Данные требования необходимо предъявлять в письменной форме путём оформления претензии.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Помните! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако служба Роспотребнадзора рекомендует при покупке товаров требовать от продавца выдачу товарного чека. В случае возникновения конфликтной ситуации данный документ подтвердит факт покупки товара у конкретного лица.
6. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества, в течение 14 дней, не считая дня его покупки, на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
7. Потребитель вправе осуществить защиту своих прав в суде. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Важно знать! Потребители по искам, связанным с нарушением их прав в области защиты прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(ВТО Управления Роспотребнадзора
по Оренбургской области)