Поход в магазин за покупкой обуви является для нас приятным делом. Многие из нас получают при этом моральное удовлетворение и наоборот, огорчаются, если, купив дорогую вещь, обнаруживают в ней недостатки.

К сожалению, многие потребители не знают своих прав и сталкиваются с проблемой при приобретении товара.

Чтобы избежать многих неприятностей при совершении покупок, нужно знать некоторые правила продажи товаров.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 обувь до подачи в торговый зал должна пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя распаковку, рассортировку и осмотр товара, т.е. проводится проверка качества по внешним признакам, поэтому при покупке обуви будьте внимательными. Обувь при осмотре не должна иметь каких-либо дефектов (царапин, трещин, плохо прошитых швов).

Для облегчения выбора обуви в торговом зале товар группируется по видам (мужская, женская, детская), обязательно должны быть ярлыки с наименованием товара, артикула, цены и размера. Заботясь о потребителях, постановление №55 обязывает продавца предоставить покупателю условия для примерки товара. Для этих целей торговые залы должны быть оснащены банкетками, скамейками или подставками. При осуществлении продажи товара потребителю передаётся товар в упакованном виде без взимания платы. При покупке для удостоверения законности вместе с товаром покупателю передаётся товарный чек, в котором указываются наименование товара, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, подпись лица, осуществляющего продажу.

Обувь относится к категории сезонных товаров, поэтому гарантийный срок на приобретённую в другое время года обувь начинает исчисляться с момента наступления соответствующего сезона. Сезоны устанавливаются органом исполнительной власти в зависимости от климатических условий. Сроки наступления сезонов года на территории Оренбургской области, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 21.09.2010г. № 655-п «Об установлении сроков сезонов на отдельные виды товаров в Оренбургской области», следующие:

-        Зимний – с 1 ноября по 28 (29) февраля;

-        Весенний – с 1 марта по 30 апреля;

-        Летний – с 1 мая по 31 августа;

-        Осенний – с 1 сентября по 31 октября.

Таким образом, если вы приобрели, скажем, зимние сапоги в мае месяце с гарантийным  сроком 1 месяц, а недостаток проявился в ноябре, то продавец обязан устранить недостаток либо удовлетворить иные ваши требования в соответствии со ст. 18. Закона РФ «О защите прав потребителей».

Нередки случаи, когда при приобретении товара возникают такого рода ситуации: хорошая и качественная вещь не подошла по каким-либо причинам (по размеру, фасону, цвету) или вы приобрели некачественную вещь.

В первом случае есть возможность поменять товар на аналогичный или потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, но обращение в торговое предприятие должно быть не позднее 14 дней, не считая дня покупки товара. Просьба о замене купленной вещи подлежит удовлетворению в соответствии с законом, но при наличии обязательных условий: купленная вещь не была в употреблении, сохранён её товарный вид, потребительские свойства. В наличии у вас должен иметься товарный чек, но если он отсутствует, вы можете ссылаться на свидетельские показания лиц, присутствовавших при покупке.

В случае приобретения вами обуви ненадлежащего качества процедура защиты прав выглядит иначе. При передаче покупателю товара ненадлежащего качества в течение установленного гарантийного срока по причине, не связанной с нарушением правил эксплуатации, т.е. в соответствии со ст. 18. Закона РФ «О защите прав потребителей» по своему выбору потребитель имеет право потребовать следующее:

- безвозмездного устранения недостатков товара, либо возмещение расходов на их устранение;

- соразмерного уменьшения покупной цены, замены товара на товар надлежащего качества аналогичной марки, модели или на такой же товар другой марки при соответствующем перерасчёте покупной цены;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и возврата стоимости приобретённого товара.

При возникновении спорной ситуации между продавцом и покупателем для уточнения причин возникновения и характера образовавшихся дефектов назначается экспертиза, которая проводится за счёт продавца. Но если в результате экспертизы виновным будет признан покупатель, то он обязан возместить все затраты на её проведение и вернуть затраченные денежные средства уже не сможет.

В случае несогласия покупателя с заключением экспертизы имеется возможность обжалования результатов экспертизы в судебном порядке. Но если вы приобрели некачественную обувь и уверены в непричастности к порче вещи, а продавец отказывает в замене товара (с учётом гарантийного срока), то вам необходимо обратиться с претензией, которая составляется в письменном виде, где в обязательном порядке указываются: наименование организации продавшей вам товар, ваше ФИО и адрес места жительства. В претензии нужно подробно изложить суть нарушения вашего права, требование к торгующей организации, приложить доказательства, на основании которых вы утверждаете о нарушении своих прав. Претензия составляется в 2-ух экземплярах и, в обязательном порядке, на экземпляре потребителя должна быть отметка о получении претензии продавцом (дата, подпись). При отказе принятия претензии торговым предприятием отошлите претензию заказным письмом с уведомлением по адресу предприятия.

Уважаемые потребители, будьте внимательны при покупке обуви. В настоящее время большинство торговых предприятий практикует предоставление информации потребителю в виде памяток, где подробно отражены правила эксплуатации и ухода за обувью.

  

Восточный территориальный отдел

Управления Роспотребнадзора

по Оренбургской области