Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Международная организация потребителей объявила тему Всемирного дня прав потребителей 2022 года "Справедливые цифровые финансовые услуги".
Пандемия COVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг, а безусловным преимуществом стали прозрачность и скорость их оказания. В таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на:
- свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т.п.);
- безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности) и др.
Как не попасть в руки мошенников? На что нужно обратить внимание - об этом хотелось бы сегодня рассказать.
1. Банковские карты
- Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На нем не должно быть посторонних предметов.
- Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в магазинах, кафе.
- Подключите мобильный банк и СМС-уведомления.
- Если совершаете покупки через интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций, который приходит вам по СМС.
- Старайтесь никогда не терять из виду вашу карту.
2. Кибермошенничество
- Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам.
- Если вам приходит СМС о зачислении средств, уведомление «Подтвердите покупку» и код, а затем поступает звонок от «перепутавшего» номер абонента с просьбой вернуть деньги или назвать код в СМС, не спешите ничего возвращать и называть код. Проверьте баланс, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк.
- Никому не сообщайте персональные данные, пароли и коды. Сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют доступ к вашим деньгам. Не храните данные карт в кошельке, на компьютере или в смартфоне.
- Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую.
3. Мошеннические организации, финансовые рынки
- Не вкладывайте деньги в то, в чем вы не разбираетесь (сделки на финансовых рынках, финансовые пирамиды). Прежде чем заниматься чем-то вплотную, нужно удостовериться, что ваших знаний и умений в этой области достаточно, внимательно ознакомьтесь с проектом, договором.
- Проверьте дилера, с которым собираетесь работать, — у него обязательно должна быть лицензия. Уточнить, есть ли она, можно на сайте Банка России.
- Не обращайте внимание на громкие рекламные лозунги, обещающие золотые горы. Если обещанная прибыль действительно возможна, то секрет такого заработка никто не раскроет.
- Не поддавайтесь на уговоры тех, кто пытается вам рассказать, как заработать много денег без вложений.
- Не доверяйте людям, которые заявляют, что оказывают вам услугу исключительно из-за вашей принадлежности к той или иной организации, церкви, социальному статусу (например, пенсионер, инвалид).
Объясните детям и пожилым родственникам эти простые правила.
Деньги сегодня – это движущая сила, поэтому каждый пытается любым способом получить большие заработки. Финансовый рынок очень развит, поэтому различных кредитных организаций, страховых компаний большое количество и каждому требуется заработок. Поэтому и появляются различные акции, зазывающие потребителей. Клиенту остается лишь быть очень внимательным, без полного прочтения и осознания договора, его подписывать нежелательно. Лучше всего обращаться в финансовые конторы, которые уже известны клиенту с хорошей стороны.
Информация подготовлена с использованием материала Управление Роспотребнадзора.